Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ Лицей №130
Согласовано:
Утверждаю
Заместитель директора по ВР
Директор МАОУ Лицей №130
МАОУ Лицей №130
______________/И.А.Артемьева /
_____________/Т.В.Ткаченко /
Приказ № 377-од от 30.08.2023
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Детский правозащитный университет»
8 класс
Составитель:
Мальцева Лариса Антоновна, ВКК
г. Екатеринбург
2023
Пояснительная записка
Программа элективного курса практического права «Детский правозащитный
университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания
образования, основными положениями концепции профильного обучения, а также с
учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и
специфики предпрофильной подготовки учащихся.
Элективный курс адресован учащимся основной школы, которые в перспективе
получают возможность выхода на один гуманитарных профилей. Он включает важнейшие
вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых
принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на
современных правовых ценностях.
Особенность данного курса заключается в том, что предполагает овладение
умениями
применять
полученные
знания
и
основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно
конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.
Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной,
свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и
патриота своего Отечества.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
активизировать
гражданскую позицию,
способствовать
развитию
волонтерского движения среди детей и молодежи;
сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании
школьников;
вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
усилить диалог и сотрудничество между поколениями правозащитных
организаций;
включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в
правовом государстве;
сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и
законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и
задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет
нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных
методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без
приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой
деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий, которые могут быть
проведены либо в течение всего учебного года по одному часу в неделю, либо в течение
полугодия один раз в неделю спаренными часами занятий.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
7)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8)
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Предметные результаты изучения
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права
собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом
Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданскоправовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической
ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник
получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных
навыков и умений учащихся:
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми
нормами и со своим опытом и ценностями;
создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать
сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего
продукта или результата;
проводить самооценку собственных знаний и умений;
принимать решения, принимать ответственность на себя;
реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми;
приобретать навыки организации труда.
При составлении программы элективного курса были использованы следующие
источники:
1.
Федеральный компонент Государственного Стандарта полного среднего
образования. Правоведение. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.:
Дрофа, 2020.
2.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. –
Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2020
3.
Элективный курс практического права «Детский правозащитный
университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 10-11 классов: методическое
пособие / составители: О.А. Северина, Е.Н. Сорокина; под ред. О.В. Козачек, В.В.
Черникова. – М.: Глобус, 2017.
Тематический план элективного курса
Названия разделов
Тема 1.
Право и его в роль жизни общества.
Тема 2.
Международно-правовые документы по
правам человека (ребенка).
Конвенция о правах ребенка.
Тема З.
Нарушение прав человека (ребенка).
Защита прав человека (ребенка).
Тема 4.
Уполномоченный по правам ребенка в России.
Ситуация на местах.
Тема 5.
Правовое государство.
Местное самоуправление и гражданское
общество. Участие граждан в политической
жизни страны, региона.
Тема 6.
Трудовые правоотношения.
Льготы для несовершеннолетних,
предусмотренные трудовым
законодательством.
Тема 7.
Рынок труда и служба занятости. Дисциплина
труда. Поощрения и взыскания.
Тема 8.
Семья. Родители. Дети. Правовое
регулирование семейных отношений.
Тема 9.
Статус ребенка в уголовных правоотношениях.
Тема 10.
Подросток как участник административных
правонарушений. Производство по делам об
административных правонарушениях.
Тема 11.
Всего
часов
Теория Практика Проект
2
1
1
2
1
1
3
1
2
3
1
2
5
1
3
2
1
1
3
1
2
3
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
Полиция: структура, права и обязанности.
Тема 12.
Гражданские правоотношения.
Правоспособность. Дееспособность
несовершеннолетних.
Тема 13.
Защита проекта «Подросток и закон».
Тема 14.
Правовой практикум «я – правозащитник».
3
1
2
1
1
1
1
Всего:
34
12
20
2
Содержание программы элективного курса
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа).
Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов.
Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества;
соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на
необходимость соблюдения правовых норм.
Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент,
правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права,
гипотеза, диспозиция, санкция.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – метод «Займи позицию»,
ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.
Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).
Конвенция о правах ребенка (2 часа).
Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах
человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать
представление об универсальности прав и свобод, содержащихся в международноправовых документах, важности их принятия мировым сообществом.
Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая
декларация прав человека. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах
ребенка.
Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция ООН.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над притчей, работа с
документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина, игра
«Воображаемая страна»; практикум – игра-тренинг «Правовое буриме».
Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) (3 часа).
Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты
прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека и
соотнести их с положениями международно-правовых документов.
Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм, национализм,
дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с понятиями, ролевые
игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета
Европы»; практикум – игра-тренинг «Гигантские шаги».
Тема 4. Уполномоченный по правам ребенка в России.
Ситуация на местах (3 часа).
Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам
человека (ребенка) в мире, в России, в Курганской области и школах города Кургана;
назвать направления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связанные с
нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет
омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международноправовыми документами по правам человека.
Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация,
конфликт.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с
документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами
обсуждения, ролевая игра «Медиация»; практикум – социологический опрос, тренинг
«Переговоры».
Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправление и гражданское общество.
Участие граждан в политической жизни страны, региона (5 часов).
Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать
характеристику деятельности общественных правозащитных организаций, действующих в
интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому
обществу.
Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, разделение властей,
законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия,
выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум,
гражданский форум.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с высказыванием,
лекция с элементами обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов»,
деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать
жизнь безопасной», практикум.
Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних,
предусмотренные трудовым законодательством (2 часа).
Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для
несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодексом; проанализировать ситуации,
связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями
трудового законодательства и найти пути решения проблемы.
Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность
трудовая дееспособность, труд.
Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по теме, синквейн
«Труд», работа с документами, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум –
«Юридическая клиника».
Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда.
Поощрения и взыскания (3 часа).
Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; отработать практические
навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с
целью успешного приема на работу, составления искового заявления по поводу
нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с
нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым
законодательством РФ.
Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дисциплина труда, резюме,
собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве»
(обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу работу», презентация работы групп;
деловая игра «Трудовой спор»; практикум.
Тема 8. Семья. Родители. Дети.
Правовое регулирование семейных отношений (3 часа).
Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ;
анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические
задачи.
Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и
имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и
детей.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с
документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного права;
практикумы «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».
Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях (2 часа).
Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений;
соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки
составления заявления о преступлении.
Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина,
соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства,
отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию»; групповая работа;
практикум.
Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по
делам об административных правонарушениях (2 часа).
Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных;
охарактеризовать виды административных наказаний, проанализировать ситуации и
соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.
Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных
правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре»,
моделирование «Административный проступок».
Тема 11. Правоохранительные органы. Структура, права и обязанности (2 часа).
Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и
обязанности полиции, струтуру и функции правоохранительных органов.
Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая
служба, ОППН (отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних).
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – обсуждение фотосюжетов,
метод «Мозговой штурм», практикум.
Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность.
Дееспособность несовершеннолетних (3 часа).
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать
виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского
права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления
договоров, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность,
право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа,
практикум.
Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон» (1 час).
Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования презентации проектов,
связанных с правовой тематикой.
Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование,
интервьюирование, тестирование.
Формы и методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый
стол».
Тема 14. Правовой практикум «Я – правозащитник» (1 час).
Цель: выявить знания, умения и навыки учащихся, умение применять их в повседневной
жизни.
Список литературы
1. Всеобщая декларация о правах человека (в сокращенном изложении).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения).
3. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию «Книга
ресурсов»: учебное пособие / А.И. Иоффе. – М., 2013.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(извлечения).
5. Конвенция о правах ребенка (в сокращенном изложении).
6. Конституция Российской Федерации.
7. Международный пакт о гражданских и политических правах (в сокращенном
изложении).
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в
сокращенном изложении).
9. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 2017.
10. О нашей Конвенции. Методическое пособие по преподаванию прав ребенка для
детей среднего и старшего школьного возраста / сост. Жабкина Т., Рожнева Ж.,
Элли Кин. Центр «Международной Амнистии». – М., 2015.
11. Обществознание в таблицах и схемах / составитель Т.Г. Сазонова – СПб., 2015.
12. Пронькин В. Живое право. Курс практического права. Т. 2 / В. Пронькин. – СПб.,
2014.
13. Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения).
14. Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечения).
15. Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечения).
16. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (извлечения).
Информационные ресурсы
900igr.net -Презентации по праву
www.zabota-deti.su/-детский сайт «Шаг навстречу»
www.pravo.aodb-blag.ru-Детский центр правовой информации
http://www.lesson-history.narod.ru –методическая коллекция А.И.Чернова
http://www.uznay-prezidenta.ru -«Президент России гражданам школьного возраста»
http://www.rfdeti.ru/ -Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационноправовой ресурс для детей
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/13.
Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для детей,
учителей http://school-sector.relarn.ru/