МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №130
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Подросток и закон»
Класс: 10-11 классы
Екатеринбург 2025
Планируемые результаты.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
освоения учебного предмета «Подросток и закон»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Воспитательные:
содействовать
в
ходе
занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например,
материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями,
развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;
обеспечить нравственное воспитание учащихся (способствовать
формированию таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм,
гуманизм и других общечеловеческих ценностей);
воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической
жизни;
обеспечивать
патриотическое
воспитание,
воспитание
ответственности за честь и человеческое достоинство;
развитие интереса к социальным аспектам жизни общества и страны в
целом, формирование правового самосознании, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого;спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет
заучивания определений и правил, а посредством моделирования и
постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной
предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов
и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
В результате изучения учебного предмета «Подросток и закон» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права
и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина
РФ.
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных и правовых норм. Норм.
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Осуществлять поиск информации; извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов(правовых, публицистических и др.) знания по заданным
темам;
Систематизировать,
анализировать
и
обобщать
неупорядоченную
социальную информацию
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Решать правовые задачи, различающиеся по характеру, направленности,
уровню сложности.
Распознавать,
воспроизводить
извлекать,
классифицировать,
систематизировать,
сравнивать,
конкретизировать,
информацию,
представленную в виде различных неадаптированных текстов.
Применять предметные знания (по образцу или в новом контексте),
объяснение, аргументацию, оценивание и др.
Содержание образования.
Органы государственной власти РФ (по Конституции РФ)
Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство РФ.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Основы
Конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина.
Гражданство РФ. Конституция РФ.
Поправки в Конституцию РФ, предусмотренные статьей 1 Закона РФ о
поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступившие в силу
04.07.2020 г.
Федеральный закон «О гражданстве РФ»
Основные понятия
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие
вопросы гражданства Российской Федерации. Граждане Российской
Федерации. Основные понятия. Принципы гражданства Российской
Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской
Федерации. Граждане Российской Федерации. Основания приобретения
гражданства Российской Федерации. Присяга лица, приобретающего
гражданство
Российской
Федерации.
Приобретение
гражданства
Российской Федерации по рождению
Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
Конституция РФ. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе»
Воинская
обязанность.
Военная
служба.
Военнослужащие.
Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего
Федерального закона. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от
призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную
службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан
на военную службу.
Федеральный
закон
«Об
альтернативной
гражданской
службе»
Альтернативная гражданская служба. Право гражданина на замену военной
службы по призыву альтернативной гражданской службой. Граждане,
направляемые на альтернативную гражданскую службу. Место прохождения
гражданами альтернативной гражданской службы. Срок альтернативной
гражданской службы.
Налоги. Налоговый кодекс РФ
(НК РФ, Федеральные налоги и сборы). (НК РФ, Региональные налоги). (НК
РФ,
Местные
налоги
и
сборы)
Права
и
обязанности
налогоплательщика.Конституция РФ. Налоговый кодекс РФ. Права
налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых
взносов). Обязанности
налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых
взносов)
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)
Общие основания прекращения трудового договора.
Расторжение трудового договора по соглашению сторон. Прекращение
срочного трудового договора. Расторжение трудового договора по
инициативе работника (по собственному желанию). Обязательное участие
выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении
вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе
работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не
зависящим от воли сторон. Прекращение трудового договора вследствие
нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным
законом правил заключения трудового договора. Общий порядок оформления
прекращения трудового договора. Отпуска
Дисциплина труда. Поощрения за труд. Дисциплинарные взыскания. Порядок
применения дисциплинарных взысканий. Снятие дисциплинарного взыскания.
Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации,
руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по
требованию представительного органа работников.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до
восемнадцати лет. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати
лет. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до
восемнадцати лет. Запрещение направления в служебные командировки,
привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и
нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при
расторжении трудового договора. Нормы выработки для работников в
возрасте до восемнадцати лет. Оплата труда работников в возрасте до
восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной
работы. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет
Семейный кодекс (СК РФ)
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения
и расторжения брака (по СК РФ). Условия и порядок заключения брака.
Заключение брака. Порядок заключения брака.
Условия
заключения
брака.
Брачный
возраст.
Обстоятельства,
препятствующие заключению брака.
Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
Прекращение брака. Основания для прекращения брака. Ограничение права на
предъявление мужемтребования о расторжении брака. Порядок
расторжения брака. Расторжение брака в органах записи актов
гражданского состояния. Рассмотрение споров, возникающих между
супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского
состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Расторжение брака в
судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на
расторжение брака. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном
согласии супругов на расторжение брака. Вопросы, разрешаемые судом при
вынесении решения о расторжении брака. Момент прекращения брака при его
расторжении. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного
умершим или признанного безвестно отсутствующим.
Личные права и обязанности супругов. Равенство супругов в семье. Право
выбора супругами фамилии.
Законный режим имущества супругов. Понятие законного режима имущества
супругов. Совместная собственность супругов. Владение, пользование и
распоряжение общим имуществом супругов. Имущество каждого из супругов.
Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.
Раздел общего имущества супругов. Определение долей при разделе общего
имущества супругов
Договорный режим имущества супругов. Брачный договор. Заключение
брачного договора. Содержание брачного договора. Изменение и
расторжение
брачного
договора.
Признание
брачного
договора
недействительным.
Права несовершеннолетних детей. Право ребенка жить и воспитываться в
семье. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право
ребенка на имя, отчество и фамилию. Изменение имени и фамилии ребенка.
Имущественные права ребенка.
Права и обязанности родителей.Равенство прав и обязанностей родителей.
Права несовершеннолетних родителей. Права и обязанности родителей по
воспитанию и образованию детей. Права и обязанности родителей по защите
прав и интересов детей. Осуществление родительских прав. Осуществление
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Право на
общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других
родственников.
Защита родительских прав. Лишение родительских прав. Порядок лишения
родительских прав. Последствия лишения родительских прав. Восстановление
в родительских правах. Ограничение родительских прав. Последствия
ограничения родительских прав. Контакты ребенка с родителем,
родительские права которого ограничены судом. Отмена ограничения
родительских прав при непосредственной угрозе жизни ребенка или его
здоровью. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом
споров, связанных с воспитанием детей. Исполнение решений суда по делам,
связанным
с
воспитанием
детей».
Тематическое планирование 10 класс
№
Тема
Гл. 4. Президент Российской Федерации. Статьи 80- 93
Гл. 5. Федеральное собрание. Статьи 94-109.
Гл. 6. Правительство РФ. Статьи 110-117
Гл. 1. Основы Конституционного строя РФ. Статьи 1-16
Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина.
Статья 17- Статья 64
6. Гражданство РФ. Статьи 60-62
7. Статья 3. Основные понятия
8. Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации
и правила, регулирующие вопросы гражданства
Российской Федерации
9. Статья 5. Граждане Российской Федерации
10. 1. Статья 11. Основания приобретения гражданства
Российской Федерации
1.
2.
3.
4.
5.
11. Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего
гражданство РоссийскойФедерации
12. Статья 12. Приобретение гражданства Российской
Федерации по рождению
13. Статья 13. Прием в гражданство Российской
Федерации в общем порядке
Конституция РФ. Статья 59
14. Федеральный закон «О воинской обязанности и
военной службе». Статьи 1,2,7,9,22,23,24,25
15. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской
службе» Статья 1-5
16. Гл. 3. Условия и порядок заключения брака. Статьи 10-15
17. Гл. 4. Прекращение брака. Статьи 16-26
18. Гл. 6. Личные права и обязанности супругов. Статьи 31-32
19. Гл. 7. Законный режим имущества супругов. Статьи 33-39
20. Гл. 8. Договорный режим имущества супругов. Статьи 40-44
21. Гл. 11. Права несовершеннолетних детей. Статьи 54-60
22. Права и обязанности родителей. Статьи 61-70
23. Права и обязанности родителей. Статьи 71-79
24. Прекращение трудового договора. Статьи 77-84
25. Глава 19. Отпуска
26. Глава 30. Дисциплина труда. Статьи 191-195
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27. Глава 42. Особенности регулирования труда работников
в возрасте до 18 лет. Статьи 265-272
28. Конституция РФ. Статья 57
29. Налоговый кодекс РФ. Статьи 13,14,15,21,23
30. Глава 1. Основные положения. Статьи 1-7
31. Глава 1. Основные положения. Статьи 8-13
32. Гл. 7. Ценные бумаги
33. Статья 142 (ГК РФ, Ценные бумаги)
34. Статья 143 (ГК РФ, Виды ценных бумаг)
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 11 класс
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21.
22.
23.
Конституция. Гл 3. Федеративное устройство.
Статья 67. Изменения и дополнения.
Делимитация, демаркация, редемаркация.
Статья 67. Преемственность СССР.
Решение практических задач по статье 67.
Статья 68. Изменения и дополнения. О языке.
Статьи 69-72, изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 69-72
Статьи 75, 77, 78, 79, изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 75,77,78,79
Гл. 4. Президент Российской Федерации. Статьи 80- 93.
Статьи 82, 83, изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 82,83
Статьи 92, 93, изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 92,93
Гл. 5. Федеральное собрание. Статьи 94-109.
Статьи 95, 97, изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 95,97
Статьи 98, 100, изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 98,100
Статьи 102 - 104 изменения и дополнения.
Решение практических задач по статьям 102 - 104
Статьи 107 - 109 изменения и дополнения.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Решение практических задач по статьям 107-109
Обзор изменений и дополнений в гл.6. Правительство РФ.
Решение практических задач по гл. 6
Обзор изменений и дополнений в гл.7. Судебная власть и
прокуратура.
Решение практических задач по гл.7
Обзор изменений и дополнений в гл.8. Местное самоуправление.
Решение практических задач по гл.8
Решение практических задач по статьям ГК РФ
Решение практических задач по статьям Налогового кодекса
Решение практических задач по статьям ТК РФ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/41/11/ Российская электронная школа
http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной
власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.
Интернет - ресурсы
http://reshuege.ru/
http://slovary.gramota.ru/
http://socio.rin.ru/
http://www.cbook/people/relig/index.shtml
http://dictionaries.rin.ru/
http://www.hro.org Конституция Российской Федерации
http://www.rossimvolika.ru/http://danur—w.narod.ru/ Сайт для проверки знаний
о демократии