Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №130
Утверждаю
Директор МАОУ Лицей №130
______________ И.А. Артемьева
Приказ № 355/2-од от 30.08.2024
Учебный план
Внеурочной деятельности ФГОС СОО
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицей №130
Г. Екатеринбург
на 2024-2025 учебный год
10-11 классы
2024
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности МАОУ Лицей №130 обеспечивает введение в
действие и реализацию ФГОС среднего общего образования и определяет общий и
максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав,
структуру направлений и форм внеурочнойдеятельности по классам.
Организация внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
предусматривает гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных
мероприятий и общих коллективных дел, а также возможность использования для
проведения внеурочной деятельности каникулярного времени.
На внеурочную деятельность предусматривается из расчёта до 10 часов внеделю, из
них на инвариантную часть по направлениям развития личности
–до 8 часов в неделю и 2 часа на вариативную часть.
Инвариантная часть плана внеурочной деятельности обеспечивает:
- организацию жизни деятельности ученических сообществ в форме клубных встреч,
участие обучающихся в делах классного коллектива и в общих коллективных делах
МАОУ Лицей №130 отдельных предметов по направлениям личности: спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения
обучения
и
обеспечения
благополучия
обучающихся
в
жизни
образовательной организации.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
План внеурочной деятельности является частью основной образовательной
программы среднего общего образования и представляет
собой описание целостной системы функционирования МАОУ Лицей №130 в сфере
внеурочной деятельности и включает:
план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников);
план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные
олимпиады по предметам программы средней школы);
план воспитательных мероприятий.
Согласно
ФГОС
СОО
через
внеурочную
деятельность
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная
программа
(цели,
задачи,
планируемые
результаты,
содержание
и
организация
образовательной деятельности при получении среднего общего образования).
В соответствии с планом внеурочной деятельности созданы условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Цель внеурочной деятельности
Для приобретения необходимого для жизни социального опыта и формирование
принимаемой обществом системы ценностей, в свободное от учебы время, в МАОУ Лицей
№130 реализуется следующая цель:
- создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и
правовом сознанием, в том числе антикоррупционного поведения и правовой культуры,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Содержание плана внеурочной деятельности
План
внеурочной
деятельности
МАОУ
Лицей
№130
является
организационного раздела основной образовательной программы среднего
частью
общего образования и разработан на основании следующих нормативно- правовых
документов и методических материалов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 21.07.2014);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
(утверждены
обучения
в
постановлением
общеобразовательных
Главного
учреждениях»
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189,
зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011
№189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010г. № 2106);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два годаобучения на
уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величина недельной
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на период каникул. Внеурочнаядеятельность
в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных
программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или
на базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и
т.д.).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательнымисобытиями).
План внеурочной деятельности
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м
классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации выделено больше часов, чем в 11-мклассе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
-
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в
детско-юношеских общественных объединениях, созданных в лицее и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям,
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений,
благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения,
в благоустройстве лицея, класса, города, в ходе партнерства с общественными
организациями и объединениями.
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей
обучающегося в таких сферах, как:
- отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,
самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному
образованию в рамках осуществления жизненных планов);
- отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
- отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению
со сверстниками, старшими и младшими);
- отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к
семейной жизни);
- отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
- отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
- трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разработан педагогическим коллективом лицея
при
участии
родительской
общественности.
При
подготовке
и
проведении
воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса, классов одной
параллели или сообщества всех 10–11-
х классов) предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально
большего числа обучающихся.
В каникулы организуются поездки и экскурсии в естественно- научные музеи,
зоопарк, заповедники, национальные парки и т.п. В ходе познавательной деятельности
на
вышеперечисленных
объектах
реализуются
индивидуальные,
групповые
и
коллективные учебно- исследовательские проекты обучающихся. Так же в каникулы 10е классы организуют экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы
государственных и негосударственных организаций, исторический парк
«Россия – Моя история». В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных
объектах
реализуются
индивидуальные,
групповые
и
коллективные
учебно-
исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса
осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Учёт и фиксация часов, отведённых на организацию внеурочной деятельности,
ведётся в журналах следующим образом:
- часы курсов внеурочной деятельности по выбору по предметам школьной
программы и часы, отведённые на организацию деятельности детских объединений,
фиксируются руководителем курса или руководителем объединения в соответствии с
программой, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
Реализация курсов внеурочной деятельности в плане обозначена годовой
нагрузкой. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели
используется
значительно
больший
объем
времени,
чем
в
иные
периоды
Спортивно-оздоровительное направление представлено спортивными соревнованиями
по всем видам спорта, Спортивным часом - свободного посещения спортивного зала и
спортивных площадок под руководством учителей физической культуры (в соответствии с
графиком), спортивными занятиями и играми во время летних каникул в 10 классе тематической смены на базе МАОУ Лицей № 130.
Организация
жизни
ученических
сообществ
является
важной
составляющей
внеурочной деятельности. «Мой класс» - комплекс мероприятий ученического сообщества
- класса - 1 час в неделю, включая работу по обеспечению благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных
межличностных
неуспеваемости,
отношений
профилактики
в
различных
учебных
рисков,
группах,
возникающих
профилактики
в
процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся), по
осуществлению педагогической поддержки социализации. В данную программу входят
мероприятия по сплочению классного коллектива, традиции класса, праздники класса,
экскурсии и походы вне школы, организуемые классным руководителем. Предполагается
участие всех обучающихся класса. Выделение часов на внеурочную деятельность «Мой
класс» в разных ученических коллективах может различаться в связи с необходимостью
преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином
ученическом коллективе. План обсуждается на методическом объединении классных
руководителей,
утверждается
приказом директора,
осуществляется
по
графику,
утвержденному приказом директора, доводится до сведения родителей (законных
представителей).
«Моя
школа»
Предполагается
-
участие
комплекс
всех
общешкольных
обучающихся
воспитательных
школы.
План
мероприятий.
согласовывается
методическом объединении классных руководителей, принимается на
на
педагогическом совете школы, является приложением к плану работы школы на учебный
год, утверждается приказом директора, доводится до сведения обучающихся родителей
(законных представителей). План не может реализоваться с одинаковой постоянной
периодичностью как
курс внеурочной деятельности. При этом при подготовке и
проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных
мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени,
отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности).
Олимпиадное движение подразумевает организацию и проведение предметных
олимпиад различного уровня от школьного тура Всероссийской олимпиады по учебным
предметам до дистанционных олимпиад УрФО ДУ и др. Целью олимпиад является
создание условий для выявления и развития одаренных детей, возможности формирования
портфолио
обучающегося,
профориентации
и
самоопределения
в
выборе
профессиональногообразования.
Проектная
деятельность
–
самостоятельная
работа
обучающихся
над
индивидуальными проектами, являющимся дополнением к времени учебного плана
Индивидуальный проект «Проектная деятельность». Предусматривается возможность
индивидуальной работы в библиотеке, в других организациях, проведения исследования за
рамками школы,подготовку презентации проекта для публичной защиты.
направление
Духовнонравственн
ое
Общеинтел
лектуальное
План внеурочной деятельности 10 классов
(годовой)
10а
10б
10в
название
/часы
10г
10д
«Разговоры о
важном»»
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
«Россия- мои
горизонты»
Финансовая
грамотность
Россия-моя история
«Решение
нестандартных и
олимпиадных задач по
физике»
Решение
нестандартных и
олимпиадных задач по
математике
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
2/68
Химическая
лаборатория
Информатика в
задачах с
практическим
содержанием
Русское слово
0
1/34
0
0
2/68
2/
68
0
0
2/68
1/34
Страноведение
Итого
0
2/68
За страницами
учебника биологии
Неделя/год
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
1/34
0
2/
68
0
1/34
0
0
11
11
10
10
11
11в
11г
11д
План внеурочной деятельности 11 классов
(годовой)
направление
Спортивнооздоровите
льное
Духовнонравственн
ое
Общеинтел
лектуальное
название
Футбол
11а
11б
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
«Разговоры о
важном»»
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
«Россия- мои
горизонты»
Правозащитный
университет
Россия-моя история
«Решение
нестандартных и
олимпиадных задач по
физике»
Решение
нестандартных и
олимпиадных задач по
математике
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
2/68
2/68
Химическая
лаборатория
Информатика в
задачах с
практическим
содержанием
Русское слово
0
0
2/68
0
0
0
1/34
0
2/68
0
0
0
0
0
0
0
0
2/68
Страноведение
Итого
1/34
За страницами
учебника биологии
За страницами
учебника географии
Неделя/год
1/34
1/34
0
0
1/3
4
0
0
1/34
0
0
0
1/34
0
0
10,5
9,5
10,5
10,5
9,5
В план внеурочной деятельности могут вноситься изменения с учетом результатов
освоения
основной
образовательной
программы
среднего
общего образования
и
образовательных потребностей обучающихся.
План внеурочной деятельности в 11 классе носит прогностический характер, будет
дополнен на основании изучения потребностей обучающихся.