Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей № 130
(МАОУ Лицей №130)
Согласовано:
Утверждаю
Заместитель директора по ВР
Директор МАОУ Лицей №130
МАОУ Лицей №130
______________/И.А.Артемьева /
_____________/Т.В.Ткаченко /
Приказ № 377-од от 30.08.2023
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Россия – моя история»
10-11 класс
Составитель: Викторова Нина Николаевна
г. Екатеринбург
2023
Пояснительная записка
Общая характеристика Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя история»
(далее – Программа) для 10-х или 11-х классов составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) среднего общего образования (в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413»), а также с учетом федеральной программы воспитания,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. №1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»,
Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.) При разработке
данной программы также использовались следующие нормативные документы: 1. Указ Президента
Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; 2.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
Цель курса «Россия – моя история» Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует
формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Основные задачи курса «Россия – моя история» - дать дополнительные знания по истории
Отечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как
самобытной цивилизации; - расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории; способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной,
культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта государства; - показать достижения предшествующих поколений,
их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России; - подчеркнуть
историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в формировании традиционных
ценностей народов России; - содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; - сформировать способность
интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную
картину прошлого и настоящего России; - способствовать осознанному единству с народом России
как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности; - формировать
навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов,
культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры; - на примере
исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему
народу и государству; - способствовать расширению знаний старшеклассников о региональной
истории, об известных людях родного края; - привлечь внимание старшеклассников к материалам
исторических парков «Россия – моя история» с целью побуждения к самостоятельной
исследовательской работе
Планируемые результаты освоения курса «Россия – моя история»
Содержание курса «Россия – моя история» направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.
Личностные результаты: гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской
истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание
исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовнонравственных
ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к
гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотическое воспитание: сформированность
российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность,
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственное
воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и
развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; способность оценивать
ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного
вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям,
представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; эстетическое воспитание:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и
общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; физическое
воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни; трудовое воспитание: понимание на основе знания
истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным сферам
профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты: Универсальные учебные действия: — владение логическими
действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный
признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в
рассматриваемых явлениях; — владение исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами
исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий
прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения,
выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный
результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в
современном общественном контексте; — работа с информацией: осуществлять анализ учебной и
внеучебной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или
самостоятельно сформулированным критериям). Универсальные коммуникативные действия: —
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности,
выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку
зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного
взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно
вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; — осуществление совместной деятельности:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как
эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную
работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами
команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. Универсальные регулятивные
действия: — владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы — уметь
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ
решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.; — владение приемами
самоконтроля — уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных
результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей; — принятие себя и других — уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в
обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших
поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для
совместного решения учебных задач, проблем.
Предметные результаты Требования к предметным результатам при изучении курса отражают: —
целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой истории; —
базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; — способность
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; — умение работать
с основными видами современных источников исторической информации; с историческими
письменными, изобразительными и вещественными источниками; — способность представлять
описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и
их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; — владение приемами
оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и
всемирной истории; — умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; — умение
формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний; —
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности
Тематическое содержание «Россия – моя история»
Названия разделов
1. «Россия – великая наша держава»
Всего
часов
1
Теория Практика Проект
1
«Откуда есть пошла земля Русская»
1
1
3 Призыв к единству. Нашествие монголов с
Востока, натиск Запада
1
1
4 Александр Невский как спаситель Руси.
Многовекторная политика князя
1
1
2.
5 Собиратели земель Русских
1
1
6 Иван Грозный и его эпоха
1
1
7 Двуглавый орел. Символы и идеология
Российского царства
1
8 Смута и ее преодоление
1
9 «Волим под царя Восточного, Православного»
1
10 Петр Первый. Строитель Великой Империи
1
1
11 «Отторженное возвратим». Присоединение
Новороссии, Крыма и западнорусских земель.
1
1
12 «Навстречь солнца». Русские географические
открытия XVI–XVIII в.в.
1
1
13 «Сквозь ярость бурь». Русские
географические открытия XVIII- нач. XX в.в.
1
1
14 «…и вечной памятью двенадцатого года»
1
1
15 Золотой век русской культуры. Обретение
себя
1
1
16 Золотой век русской культуры. Завоевание
мира
1
1
17 Крымская война – Пиррова победа Европы
1
18 Триумф Российской империи
1
1
19 В огне Первой мировой
1
1
20 Россия в революционной смуте
1
1
21 Гражданская война в России
1
1
22 «Уходили мы из Крыма». Миссия русской
эмиграции
1
23 Проект «Украина»
1
1
24 Первые пятилетки
1
1
25 «Вставай, страна огромная!»
1
26 От перестройки к кризису, от кризиса к
возрождению
1
1
27 Россия. XXI век
1
1
28 Православие в истории Росси
1
1
1
1
1
1
1
1
29 Ислам в истории России
1
1
30 Буддизм в истории России
1
1
31 Иудаизм в истории России
1
1
32 История антироссийской пропаганды
1
1
33 «Слава русского оружия»
1
34 Итоговое занятие. Проектная конференция.
1
1
1
Ресурсы. Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены
новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты,
методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для
педагогов
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации,
внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка,
сообщество педагогов, новости…)
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории.
Подробные биографии, документы, статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал